Первая рок-группа в Cибири появилась в НГУ


Первая сибирская рок-группа была создана студентом физфака НГУ Михаилом Маминым в 1967 году. Она просуществовала два года под названием The Dawdles, далее — преобразовалась в группу The Black Lines, а в 1970 снова сменила название — на русскоязычное «Гусляры». Кто и как начал играть рок в родном универе — мое сегодняшнее открытие. Делюсь.

В 1966 году в Новосибирском госуниверситете образовался дуэт, наподобие американского Simon & Garfunkel в составе — Михаил Мамин (гитара, вокал) и Александр Щадилов (гитара, вокал). На фестивале авторской песни в декабре 1966 г. в зале кинотеатра «Москва» в Академгородке (сейчас ДК «Академия») он «сорвал» бурю аплодисментов, исполнив хит группы The Kinks «Sunny Afternoon» .

После этого успешного выcтупления, уже с февраля следующего 1967 года дуэт преобразовался в квартет по образу и подобию ливерпульской четвёрки. Квартет с лёгкой руки основателя Михаила Мамина получил название The Dawdles —«Бездельники». Группа играла на танцевальных вечерах по пятницам и субботам в холле 5-го университетского общежития. Танцевали и слушали музыку не только студенты, — в общагу на танцы стекалась молодёжь со всего Академгородка. Состав The Dawdles: Михаил Мамин — соло-гитара, вокал, Александр Кузнецов — гитара, вокал, Геннадий Храмов — бас-гитара, Владимир Курбатов — ударные инструменты, Владимир Буров — звукорежиссёр, ударные инструменты. В сентябре 1967 года на ударных инструментах Владимира Курбатова сменил Степан Пачиков.

Участники группы пришли к единодушному мнению, что гитары должны быть электрифицированы и быть «досками», т.е. не акустическими, вспоминает Михаил Мамин. С большим энтузиазмом с помощью «электролобзика» — куска нихромовой спирали электроплитки, включенного в розетку 220 вольт — из досок неиспользуемых средних вставных частей раздвижных круглых столов, которыми были меблированы комнаты общаги, были выпилены корпуса будущих гитар. Всё это должно было произойти тайком от коменданта общежития, но дым валил из окна комнаты во время преступного распила стола ужаснейший. Однако всё обошлось, и происхождение гитар осталось тайной для коменданта, но, разумеется, не для обитателей общаги, молчаливо и одобрительно поддержавших действо.

На свежевыпиленные корпуса были смонтированы грифы, снятые с наших акустических гитар, электромагнитные датчики, изготовленные в ИЯФе друзьями-почитателями рок-музыки, натянуты струны. Всё происходило «в свободное от занятий время». Надо признаться и покаяться, что размер этого «свободного времени» зачастую устанавливался весьма произвольно. В том же ИЯФе были изготовлены микрофонные стойки, в других институтах раздобыты никому там не нужные УМ-50, акустические колонки, в кинотеатре нам любезно пожертвовали пару микрофонов МД-200. Физики, конечно же, просто обязаны были располагать всем этим добром. А вот с ударной установкой было сложнее. Не помню точно кто, но кто-то из членов студсовета вспомнил, что в одной из комнат главного корпуса Универа видел малый барабан, хай-хэт и тарелку от ударной установки, предназначавшиеся для университетской самодеятельности, но валявшиеся без дела. Там же был замечен электроорган «Юность». В конце концов нам всё отдали в пользование. Для начала этого оказалось достаточно, орган даже и не понадобился.

Где-то у меня среди вещей сейчас хранится написанная плакатным пером и тушью афиша: «Танцы. Холл 5-го общежития. Начало в 21-00. Играет группа The Dawdles».

В ноябре этого же года по инициативе Мамина и Пачикова состав группы кардинально изменился, и группа сменила название на The Black Lines («Чёрные линии»). Её состав: С.Кривощёков — бас-гитара, вокал, аранжировка, М.Мамин — клавишные, вокал, А.Кузнецов — гитара, вокал, В.Смирнов — соло-гитара, бэк-вокал, В.Куц — ударные инструменты. Огромную роль в становлении группы сыграл Степан Пачиков как менеджер и импрессарио. Он оснастил группу оборудованием, музыкальными инструментами, создал условия для работы над музыкальным материалом, созданием репертуара, нашёл помещение для репетиций, его стараниями группа была приглашена принять участие в фестивале «Джаз-69» и стала лауреатом этого фестиваля вместе с джаз-группой «Квадрат» Сергея Беличенко.

В 1969 году С.Пачиков организовал для The Black Lines (в программках она была названа «Чёрные полосы») серию концертов в Доме Учёных Академгородка в рамках международного фестиваля бальных танцев. Группа выступала в перерывах между турами. В программе концерта, который длился около часа, были хиты Битлз из альбомов Sergeant Pepper’s Lonely Hearts Club Band, Magical Mystery Tour, Yellow Submarine и других. В этот же период (1967-70 гг.) The Black Lines постоянно выступала на танцевальных вечерах в Доме культуры «Юность» Академгородка. Здесь кроме западных хитов в исполнении группы впервые прозвучали песни собственного сочинения, например, рок-н-ролл «Собачья свадьба» А.Кузнецова.

С лета 1970 года группа начала выступления на самой большой в Новосибирске танцплощадке Сада им. Ф.Э. Дзержинского. В этом же году состоялось выступление по новосибирскому телевидению с двумя песнями «В чистом небе» и «Песенка велосипедиста». Выступила группа также на сцене Новосибирского оперного театра с песнями «Тачанка» и «Эх, дороги» на грандиозном концерте в честь юбилея Октябрьской революции.

Название группы опять изменилось, она стала называться «Гусляры», поскольку её «гимном» стала песня «Гусляры», которую написал М.Мамин на слова поэта И.Кобзева. Сад Дзержинского — самый значительный период в истории группы. Сад Дзержинского и рок-группа Гусляры стали неразрывным единым целым в памяти новосибирцев. Здесь впервые зазвучала «Вспомни прошлый листопад!» А.Кузнецова, самая известная и популярная песня рок-группы «Гусляры», ставшая хитом на долгие годы, исполнявшаяся и позже в Белоруссии новым составом «Гусляров», затем новые хиты — «Люся»(М.Мамин — А.Кузнецов), «Прощай, любовь моя»(А.Кузнецов — М.Мамин) и другие. Группа также выступала на танцевальных вечерах в разных Домах культуры и клубах Новосибирска, её состав иногда менялся по разным причинам.

Некоторое время участником Гусляров вместо С.Кривощёкова был А.Подъяпольский (бас-гитара, вокал), который оставил в истории группы такие песни, как «Лунатик», «Жёлтые цветы». Пока В.Куц служил в рядах СА, на ударных инструментах играл Ю.Грабовский, он же вёл бэк-вокал, в нескольких песнях солировал. Весной 1974 года новосибирский состав «Гусляров» прекратил существование. М.Мамин переехал в Минск, А.Кузнецов увлёкся театром и поступил в Новосибирское театральное училище, окончив которое сделал карьеру актёра, а также занялся живописью. Под вывеской «Гусляры» летом на танцплощадке Сада Дзержинского ещё продолжал играть состав из приглашённых С.Кривощёковым молодых музыкантов, но этот проект существовал недолго.

С 1975 года деятельность рок-группы «Гусляры» переместилась в Минск. Группа обосновалась в самом большом танцевальном зале Минска — зале ДК Минского автозавода. Минский состав Гусляров: М.Мамин — композиция, тексты, вокал, клавишные, бас-гитара, А.Перцев — вокал, гитара, А.Миронов — соло-гитара, вокал, В.Виповский — ударные, бэк-вокал, В.Кудрявцев — бас-гитара. Иногда на ударных инструментах играл А.Филатов (позже — в рок-группе Сузорье). Некоторое время «Гусляры» играли в ДК Минского камвольного комбината, на открытой танцплощадке г.Борисова (пригород Минска), выступали с концертами в Доме литератора БССР. Совместно с эстрадно-симфоническим оркестром Белгостелерадио (дирижёр Б.Райский) и знаменитым А.Вайнштейном (сейчас руководитель джаз-оркестра «Авенир-Бэнд») на студии Белорусского радио записывали музыкальное сопровождение к театральным, телевизионным спектаклям, радиопостановкам.

Белорусский состав рок-группы «Гусляры» перестал существовать осенью 1986 года, однако на студии Белорусского радио успел записать музыкальный материал для выпуска двух виниловых дисков «Где дорога та?» и «Жёлтые цветы», куда вошли песни, сочинённые в разное время М.Маминым, А.Кузнецовым, А.Подъяпольским, песни других авторов. А.Перцев стал вокалистом группы следующего поколения — легендарной рок-группы «Сузорье», позже создал собственную группу «Принцип Домино», которая также заняла место на верхних ступеньках белорусского музыкального Олимпа, затем под покровительством легендарного Оззи Осборна стал продюсером созданной в Лондоне группы Green Pepper, фронтменом которой является его сын Дэниэль Перцев. М.Мамин уехал в Крым, известна его деятельность там не только в музыкальной сфере, в лихие 90-е годы был он даже мэром одного курортного городка. Воистину, пути господни неисповедимы!

***

Обязательно почитайте живые и подробные воспоминания Михаила Мамина (pdf).

Источник — мемориальный сайт группы «Гусляры». Фото — группа The Black Lines, лауреат фестиваля «Джаз-69»: А.Кузнецов, В.Смирнов, В.Куц, С.Кривощёков, М.Мамин  (архив группы).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

111